Евгений «Рыбак» предлагает Вам запомнить сайт «Общероссийский народный фронт»
Вы хотите запомнить сайт «Общероссийский народный фронт»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Законы пишутся для обыкновенных людей, потому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла. __________________ Благо народа — вот высший закон.

В ОНФ призвали снять бюрократические барьеры на пути создания волонтерских кружков для детей

развернуть

Усовершенствовать механизмы ведения волонтерской деятельности образовательными организациями, внедрять единый федеральный ресурс сопровождения волонтерской деятельности, тиражировать лучшие практики образовательного волонтерства, снизить лицензионные барьеры в дополнительном образовании - эти и другие предложения поступили от экспертов ОНФ в ходе круглого стола, который состоялся на площадке Общероссийского народного фронта и был посвящен проблемам волонтерства в России.

Руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина отметила, что каждый третий ребенок до сих пор не имеет возможности посещать кружок или секцию. Это происходит на фоне увеличения доли платных кружков и секций. Согласно опросу ОНФ, проведенному в апреле 2017 г., полностью на платной основе кружки посещали 18,5% детей, тогда как в декабре – уже 29,1%. Среди причин того, что дети не посещают кружки или секции, респонденты чаще всего называли финансовые трудности - 31%. В числе других причин - территориальная удаленность организаций допобразования (23%), сосредоточенность на учебе, проблемы со здоровьем, отсутствие интересных программ. В среднем затраты на дополнительное образование одного ребенка составили 3,087 тыс. руб., на двоих детей - 4,55 тыс. руб. руб.

Эксперт напомнила, что именно для этого и создавался проект «Равные возможности - детям», ключевые задачи которого - увеличение доступности дополнительного образования и повышение его качества. Особое внимание она обратила на проблемы, с которыми сегодня сталкиваются образовательные волонтеры при открытии кружка или секции. В ОНФ поступают многочисленные сигналы о закрытии кружков, недопуске к ведению занятий и равнодушии местных властей к волонтерам, которым необходимо помещение.

Это подтвердила и руководитель Общероссийской молодежной общественной организации «Российский союз сельской молодежи» Юлия Оглоблина. «Мы провели опрос среди специалистов, которые после окончания вузов вернулись в свои села, в том числе с образовательными идеями и проектами. И часть из них нам сообщили, что власти оказались не рады такому явлению молодых и энергичных. Их идеи не поддержали и даже стали чинить преграды. Чиновники увидели в активистах растущих конкурентов за руководящие кресла», - рассказала Юлия Оглоблина.

Директор Ресурсного центра по развитию и поддержке волонтерского движения «Мосволонтер» Ирина Швец обратила внимание на то, как важно не бросать волонтеров в регионах на произвол судьбы и создавать для них ресурсные центры. Задача таких центров - объединить волонтеров, поддержать их работу через комплекс услуг и формировать культуру добрых дел, культуру взаимопомощи. И пригласила пользоваться базой наработок «Мосволонтера», которая размещена на сайте центра.

Участники круглого стола подчеркнули, что в настоящее время государство предпринимает эффективные меры по снижению барьеров для образовательного волонтерства. Идею допуска студентов к ведению кружков уже поддержал президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин, о чем он неоднократно говорил в ходе встреч с педагогами, и Министерство образования и науки РФ признало, что требования к преподавателю школы и к руководителю кружка все же приравнивать нельзя. Также в начале года Госдумой был принят закон о добровольчестве (волонтерстве). Теперь волонтеры смогут рассчитывать на возмещение расходов на питание, оплату проезда, оборудование, страхование жизни и здоровья и другие гарантии на время участия в волонтерском проекте.

В ходе совещания эксперты поддержали идею внедрения единого федерального ресурса сопровождения волонтерской деятельности - портала «Добровольцы России». Координатор Единой информационной системы «Добровольцы России» Елизавета Соловьева отметила, что портал даст возможность не только участвовать в волонтерских мероприятиях и проектах, но и позволит объединить в одном месте запросы и предложения волонтерской помощи, поступающие из любой точки страны. «Уже сегодня на портале зарегистрировано более 60 тыс. человек и более 2 тыс. организаций. И это только за 2 месяца полноценной работы ресурса. Перспективными направлениями работы для нас на ближайший год станут развитие международного волонтерства, анализ экономического вклада добровольцев, развитие онлайн волонтерства, включение в общий банк данных новых образовательных программ», - сообщила Соловьева.

Особое внимание участники круглого стола уделили проблемам, с которыми сталкиваются волонтеры, открывающие кружок или секцию для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Проблема доступности дополнительного образования для них по-прежнему стоит остро. В общей сложности 3% детей, охваченных мониторингом, не могут получать дополнительное образование из-за проблем со здоровьем: доступная среда необходима 64% из них, индивидуальный педагог - 43%, изменение общественного мнения - 35%, новые технологии / специальное оборудование - 15%.

В рамках проекта ОНФ «Равные возможности - детям» открыто более 40 кружков для детей с особыми потребностями. Волонтер из Свердловской области Михаил Сыропятов рассказал, как он открыл в рамках проекта кружок по легоконструированию и робототехнике для детей с синдромом Дауна и детей с аутизмом. Михаил уже обучает волонтеров, которые планируют набраться опыта и открыть свои кружки по робототехнике.

Особую модель обучения волонтеров разработали и активисты из Орловской области. Они сообщили, что при разработке 36-часовой программы сделали упор на проблемных детях и детях с повышенной мотивацией к обучению. А чтобы уйти от проблем с поиском помещений для кружков и других трудностей - организуют работу с детьми на открытых площадках в городе, проводят разовые акции в образовательных организациях.

Опытом вовлечения в волонтерскую деятельность подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, детей из неблагополучных семей и тех, кто вступил в конфликт с законом, поделилась руководитель Межрегиональной общественной организации в поддержку социального предпринимательства и содействия формированию гражданского общества «Звон» Анастасия Ковалева. «Реинтеграция трудных подростков происходит не только благодаря ежемесячной работе психологов, юристов, преподавателей, социальных педагогов, но и благодаря вовлечению ребят в культурную, спортивную, добровольческую деятельность. Они принимают участие в подготовке поздравительных открыток, посещают дома престарелых, общаются с детьми-инвалидами из детских домов. Мы ведем эту работу уже 3 года, и нам удалось помочь социализироваться многим ребятам, которые вышли из стен воспитательной колонии или специальной школы», - отметила Ковалева.

Участники круглого стола признали, что помощь образовательных волонтеров неоценима также при реализации мобильных программ для удаленных территорий, когда они выезжают в села и проводят однодневные занятия разной направленности. Такие программы есть в Брянской и Ярославской областях, Пермском крае, Республике Карелия.

Успешным опытом организации мобильных программ поделился эксперт ОНФ из Брянской области Александр Горшков. «В нашем регионе активно развиваются мобильные программы естественно-научной направленности. Мы организуем выездные занятия для школьников по математике, физике, информатике на базе вузов и предприятий. Это позволило повысить средний балл по ЕГЭ на 30% и увеличить количество слушателей в два раза», - сказал он.

Эксперты также подчеркнули, что необходимо снимать бюрократические барьеры, с которыми сегодня сталкиваются волонтеры. Они пришли к мнению, что многие проблемы доступа к передовым практикам могли бы быть решены через ослабление требований к лицензированию.

«Необходимо урегулировать законодательные вопросы, связанные с сетевым взаимодействием организаций. Так, можно разрешить учреждениям, имеющим лицензию, давать возможность учреждениям, ее не имеющим, вести образовательную деятельность на основе договора сетевого взаимодействия», - предложил эксперт «Фонда новых форм развития образования» Антон Тимкин. В целом же, по мнению участников круглого стола, нужно находить и использовать любые ресурсы, чтобы не допустить сокращения образовательных возможностей для детей.

«Сейчас мы видим растущий интерес к дополнительному образованию и недостаток внимания в регионах к развитию сети организаций, предлагающих бесплатные образовательные программы. В России началось Десятилетие детства, а в конце прошлого года президент России принял ряд крупных решений по защите интересов семьи и детей. Все это обязывает решительнее перестраивать и совершенствовать работу в сфере дополнительного образования, в первую очередь, на основе поддержки общественных инициатив, внедрения лучших практик и снижения лицензионных барьеров», - заключила Любовь Духанина.


Источник →

Опубликовано 14.02.2018 в 13:59

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Присоединиться