Евгений «Рыбак» предлагает Вам запомнить сайт «Общероссийский народный фронт»
Вы хотите запомнить сайт «Общероссийский народный фронт»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Законы пишутся для обыкновенных людей, потому они должны основываться на обыкновенных правилах здравого смысла. __________________ Благо народа — вот высший закон.

Духанина: Больше половины учителей до сих пор не владеют технологиями работы по новым образовательным стандартам

развернуть

Духанина Любовь Николаевна

Духанина: Больше половины учителей до сих пор не владеют технологиями работы по новым образовательным стандартам
Член Центрального штаба ОНФ, президент образовательного холдинга «Наследник», руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», депутат Государственной думы

Родилась в 1958 г. в г. Чаплыгине Липецкой области. Окончила МИФИ (1981 г.), Академию внешней торговли (1995 г.), Академию повышения квалификации работников образования Российской Федерации, доктор педагогических наук (2004 г.), кандидат исторических наук (1991).

Президент образовательного холдинга «Наследник», заведующая кафедрой НИЯУ МИФИ. Лауреат Премии Правительства РФ, почетный работник общего образования России. Член комиссии при президенте РФ по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ, член Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы, член Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России.

В преддверии «Форума Действий» ОНФ эксперты Народного фронта провели опрос школьных учителей, который показал, что большинство из них не готовы к работе по новым образовательным стандартам. Эти показатели заметно расходятся с оптимистичными данными, которые приводит Минобрнауки России в докладе о ходе выполнения поручения президента РФ о подготовке педагогических кадров с учетом введения государственных образовательных стандартов общего образования. Для исправления ситуации необходимо привести систему подготовки студентов и повышения квалификации опытных педагогов в соответствие с новыми требованиями, считают в ОНФ.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это перечень обязательных требований к каждому уровню обучения. ФГОС общего образования был утвержден в 2012 г., и, по данным Минобрнауки России на 1 сентября этого года, работать по нему готовы 94,5% педагогов.

У экспертов Народного фронта другая информация: в октябре 2017 г. они провели опрос, который показал, что многие педагоги по-прежнему плохо представляют себе, что такое ФГОС и как его реализовать.

В опросе приняли участие более 600 учителей из 63 регионов России. Только 36% респондентов сообщили, что хорошо знают текст стандарта благодаря курсам повышения квалификации, где им подробно объясняли новые понятия и подходы в преподавании. Еще 25% – отметили, что детально изучили ФГОС самостоятельно, 22% – с текстом стандарта не знакомы, но проходили курсы повышения квалификации или посещали семинары, где им объясняли ключевые положения. 9% учителей указали, что бегло просматривали текст стандарта, 6% – знают о стандарте в пересказе, а около 2% – совершенно не знакомы с ним.

Курсы повышения квалификации учителя оценили по-разному: 23% – назвали их крайне полезными, 20% – отметили, что про ФГОС им рассказывали мало, в основном речь шла непосредственно о предмете, который они преподают. Еще 16% сообщили, что в основном на курсах говорили об отдельных аспектах развития учащихся – экологическом воспитании, информационно-коммуникационных технологиях, здоровьесбережении и так далее, но целостной картины о способах реализации стандартов они не получили. На вопрос, можете ли вы утверждать, что владеете всеми необходимыми педагогическими технологиями для реализации ФГОС, только 20% учителей ответили положительно. 56% – сообщили, что владеют несколькими технологиями и приемами, которые позволяют решать отдельные задачи стандарта. Еще 10% – указали, что не владеют педагогическими технологиями реализации ФГОС. 37% респондентов считают, что и их коллеги, как правило, не знают, как это делать, и преподают, как и раньше.

Только каждый четвертый педагог охарактеризовал стандарт как прогрессивный документ, который позволит школе выйти на новый уровень образования. 30% учителей видят ФГОС как набор малопонятных, местами противоречивых требований, среди которых много ненужных. 14% – не считают, что стандарт принес какие-то новые требования. По их мнению, все, что написано в тексте стандарта, учителя делали всегда, просто сейчас «решили назвать все по-другому». Более 16% опрошенных не верят, что его вообще возможно реализовать.

«Если учителя считают, что стандарт общего образования содержит ненужные требования, это значит, что их так и не научили работать по ФГОС. 72 часа недостаточно для освоения стандарта, который требует изменения стиля преподавания, где ученику с его идеями, гипотезами отводится куда больше времени, чем было раньше. По стандарту, школа должна сотрудничать с работодателями, социальными партнерами, конструировать принципиально другую образовательную среду. Этому нужно учить, и учить на примере лучших практик», – считает член Центрального штаба Народного фронта, зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Ситуация осложняется тем, что из вузов по-прежнему выходят специалисты, которые незнакомы с требованиями к современной школе. Будущих педагогов до сих пор готовят без учета федеральных государственных образовательных стандартов.

Чтобы помочь в подготовке педагогов, надо разработать методические рекомендации по применению образовательных технологий, как можно скорее привести программу высшего педагогического образования в соответствие с требованиями ФГОС общего образования, разработать модельные программы повышения квалификации педагогов, соответствующие новым требованиям.

Чиновники Минобрнауки обещали, что в 2017 г. появятся онлайн-курсы для педагогов, в том числе по технологиям формирования метапредметных результатов обучения. Студенты должны были пройти независимую оценку профессиональных компетенций с использованием задач-видеокейсов.

Эксперты уверены, что банк видеоуроков был бы полезен не только студентам: более половины учителей говорят, что им необходимы рабочие программы, которые бы описывали, как поэтапно формировать у ребенка нужные результаты. Педагогам нужны апробированные методические пособия по реализации стандарта, открытый банк видеоуроков с разбором и анализом по каждому предмету, семинаров, где разбирались бы отдельные аспекты стандарта – смысловое чтение, обучение моделированию, воспитание гражданской идентичности и так далее.

«Надо завершить работу по определению базового содержания стандарта общего образования и вооружить учителей технологиями его реализации. Форум ОНФ «Качественное образование во имя страны», по итогам которого президент дал поручения по образовательным стандартам, прошел три года назад, а многие задачи пока не потеряли своей актуальности. Эту работу надо вести централизованно, с опорой на лучшие региональные практики, но иметь единые методические основания – ради сохранения единого образовательного пространства страны. Мы просим правительство РФ прислушаться к рекомендациям экспертов ОНФ, запросам педагогического сообществ и принять меры по подготовке учителей к реализации стандарта общего образования. А пока предлагаем не снимать поручение главы государства с контроля», – заключила Духанина.

Вопросы современного состояния образования станут одними из ключевых тем предстоящего «Форума Действий» Общероссийского народного фронта «Россия устремленная в будущее», который пройдет в Москве 18-19 декабря. На мероприятии будет работать тематическая площадка «Образование будущего: новая школа». В дискуссиях примут участие эксперты, активисты, представители медицинских учреждений, органов власти и др.


Источник →

Опубликовано 08.12.2017 в 17:09

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Присоединиться